Домой Экономика Украина пошла на крайние меры ради остановки «Северного потока — 2»

Украина пошла на крайние меры ради остановки «Северного потока — 2»

159
0

Всем желающим Киев пообещал скидки на заполнение своей ГТС

Украина вновь пытается помешать пуску в эксплуатацию уже достроенного «Северного потока — 2». Киев заявил, что готов увеличить прокачку топлива по своей газотранспортной системе (ГТС) на 55 млрд кубометров в год — то есть именно на тот объем, который Россия собирается экспортировать в Европу по новому трубопроводу. Предложение адресовано любым поставщикам, только сомнительно, что желающие найдутся, поскольку помимо нашей страны к трубам Незалежной не подключен ни один крупный производитель «голубого топлива».

Украина пошла на крайние меры ради остановки «Северного потока - 2»

По словам главы «Нафтогаза» Юрия Витренко, Украина готова организовать транзит сырья в Европу, равный по мощности трубопроводу «Северный поток – 2» (СП-2). Свободные мощности в ГТС страны для подобных операций присутствуют. Воспользоваться офертой сможет как «Газпром», так и все остальные желающие, причем поставщику предоставят специальные условия — плата за транзит будет снижена вдвое. Стоит отметить, что ровно год назад, в октябре 2020-го, Киев угрожал вовсе отказаться от транзита российского газа и более чем вдвое сократить поставки сырья по своим трубам.

Формально украинская ГТС способна прокачать дополнительные 55 млрд кубометров. Система является одним из старейших и второй по длине газопроводного маршрута в Европе — протяженность труб Незалежной превышает 280 тыс километров, из которых львиная доля приходится на внутренние распределительные ветки. Ее первая нитка была запущена в эксплуатацию после Великой Отечественной войны и вплоть до распада Советского Союза транспортные мощности активно развивались. Однако в своей новейшей истории Украина не добавила к ГТС фактически ни одного километра. Хотя «Газпром» ежегодно перечислял Киеву примерно по $2-3 млрд за транзит сырья европейским покупателям, деньги в основном расходовались на другие цели. За годы независимости эта статья доходов принесла Незалежной не менее $100 млрд, из которых лишь четверть пошла на развитие и поддержку работоспособности трубы.

«Об изношенности украинской газотранспортной системы ходят легенды. Очевидно, что в Киеве даже не представляют, какая сумма требуется на модернизацию ГТС», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. К примеру, осенью 2013 года тогдашний премьер Украины Николай Азаров подсчитал, что апгрейд трубопроводов стоит $6 млрд. Со временем сумма инвестиций, необходимых для проведения ремонтных работ, постоянно увеличивалась: чиновники Незалежной называли и $15 млрд, и $20 млрд. Тем не менее, даже в таком несовершенном состоянии нынешняя мощность трубопровода позволяет ежегодно перекачивать до 145 млрд кубов «голубого топлива».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  На фоне падения продаж застройщики начали пересматривать бизнес-модели

На первый взгляд, предложение Украины увеличить транзит газа по своей транспортной системе выглядит рыночным. Киев обращается ко всем потенциальным поставщикам сырья, включая «Газпром», причем даже предлагает 50-процентную скидку на прокачку «голубого топлива». С другой стороны, такая оферта главным образом адресована именно российской монополии, поскольку помимо нашей страны иных снабженцев, способных обеспечить такие серьезные объемы энергоресурсов, найти просто невозможно.

Дело в том, что изначально украинская ГТС задумывалась как для обеспечения энергоресурсами местных потребителей и жителей южных регионов СССР, так и для экспортных поставок в Европу. Изначально предполагалось, что трубы будут наполняться топливом с западносибирских месторождений России. Система также перекачивала газ, добытый в самой Незалежной, но это сырье преимущественно не покидало пределов республики. Зарубежными получателями углеводородов в основном были «братские» Румыния, Польша, Венгрия и Словакия. Также ГТС соединялась с магистралями Белоруссии и Молдавии. Таким образом, предлагая свои трубопроводы другим игрокам, не считая Россию, Киев обращается именно к этим государствам. Однако перечисленные страны являются не экспортерами, а импортерами «голубого топлива», причем, частенько сами испытывают заметный дефицит энергоресурсов, как, например, сейчас Молдова.

«Трудно представить, что кто-то из них сможет обеспечить украинской системе дополнительный транзит. Теоретически, возможны локальные поставки, но на порядок меньше предлагаемых Киевом объемов», — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В свою очередь, Россия вряд ли захочет использовать трубы Незалежной сверх законтрактованных 40 млрд кубометров. Даже в случае снижения транзитных тарифов, нашей стране будет выгоднее пользоваться собственным СП-2, который не только современнее и надежнее, но и гораздо короче украинского аналога. «Киев опоздал со своим предложением более чем на десятилетие — его надо было сделать еще в 2009 году, когда идея строительства СП-2 только обсуждалась. В настоящий момент заполнить украинскую ГТС смогут разве только марсиане», — иронизирует собеседник «МК».